Статьи

Напольный плинтус

Водонагреватели фирмы "Аристон"

Что такое радионяня?

Вода - источник жизни

Нет пределов совершенству

читать все...

Есть ли польза от сырых дров

Можно сказать, что в России возрождается региональный кинематограф — в Калуге и Обнинске прошла премьера художественного фильма, сделанного местными режиссером, оператором, композитором, гримером, актерами. Кино называется «Сырые дрова».

К 49-летнему бизнесмену Сергею Варицкому в наукограде Обнинске сложное отношение. С одной стороны, он типичный буржуа: несколько магазинов в собственности, пилорама, уверенные жесты, печальный взгляд, живот по возрасту, большой черный автомобиль, молодая жена, дочке семь лет, — короче, уважаемый человек. С другой стороны, Сергей Николаевич именует себя режиссером. Скептики хихикают. Однако основания у Варицкого есть: в его багаже — рекламные ролики, клипы, документальные фильмы.

Но кино — такой вид искусства, что деньги нужны, очень много денег. Варицкий затеял в начале 90-х снимать в Обнинске молодежный сериал для ЦТ. Денег хватило только на первую серию. Документальный фильм о последних днях Льва Толстого недоделан по той же причине. Правда, удалось довести до конца короткометражку о Циолковском «Жестяной дирижабль». Обнинский режиссер смог раздобыть неизвестные документы о жизни ученого. Оказывается, его арестовывала ВЧК по подозрению в связях с белыми — об этом и был фильм.

О «Сырых дровах» Варицкий вспоминает: «В 2000 году я в Доме кино купил журнал «Киносценарии». И пока ехал домой, читал сценарий петербуржца Константина Сынгаевского. Читал и чуть не плакал, настолько тронула меня история тракториста Николая. Она созвучна общерусскому характеру и написана с такой искренней болью, что нельзя было пройти мимо. Просто нельзя».

К 2003 году режиссер «созрел». Поехал в Москву в Комитет по кинематографии просить денег. Там его поставили в очередь, 341-м. Варицкий не дождался бюджетного финансирования и обратился за помощью к местным друзьям-бизнесменам.

И помогли. Причем бескорыстно. Кто денег дал, кто продуктов, чтобы кормить актеров на съемках. Наскребли полмиллиона рублей.

Оказывается, и на такие деньги можно снять полный метр. Если экономить на всем. Декораций не строили — снимали в деревенских домах. Актерам за съемочный день платили 300—500 рублей, в «нормальных» фильмах массовка получает столько же. Кино снимали на «цифру», это в разы дешевле пленки.

Главные роли играли актеры Калужского драмтеатра, эпизоды — актеры-любители из Обнинска.

…Зима, холод, снега намело выше колена. Бездорожье, камеры мерзнут, люди тоже. В начале фильма главный герой Николай лихо ведет гусеничный трактор по проселку. Актер Игорь Корнилов сам управлял мощной машиной. И чуть было не задавил съемочную группу, проехав всего в нескольких сантиметрах от штатива!

А фильм вот о чем. Тракторист Николай живет в обычной деревне и беспробудно пьянствует. Есть жена и маленькая дочь. Жена «пилит» непутевого мужа: «В доме только картошка осталась, даже муки нет!». Тот огрызается: «Мало платят!». И вдруг жизнь дает Николаю шанс. В деревню приезжает лесозаготовитель Леонид, ему нужны лесорубы, он обещает хорошо заплатить. Николай ручается собрать бригаду, идет в магазин и берет в долг водку и закуску, чтобы обмыть с приятелями удачную сделку.

Но бригаду собрать не получается, потому что тракторист в постоянном загуле. А когда внезапно появляется предприниматель, Николай пытается от него убежать, но не получается. И здесь происходит ключевой диалог фильма:

— Тебе нравится сидеть в дерьме, — говорит Леонид.

— Если бы мне дали! — кричит в ответ Николай.

— Нет, доброго дяди больше не будет.

Предприниматель садится со своим напарником в машину и уезжает. Там происходит еще один важный разговор:

— Сырые дрова, — говорит Леонид.

— Что? Какие дрова? — не понимает напарник.

— Сырые дрова. Вроде они есть, а толку от них никакого.

— Да, толку никакого, — соглашается напарник.

— Слишком долго шел дождь, — делает вывод лесозаготовитель.

Фраза о дожде, надо понимать, аллегорическая. И емкая ведь, право слово.

Дальше у Николая происходит «ломка». Чтобы вернуть долги, он решает продать масляный насос с колхозного трактора. Но вместо денег от предприимчивых южан получает две бутылки водки. Главный герой в отчаянии падает в снег…

На следующий день он, протрезвевший, идет в город на заработки. Ему встречается односельчанин. В разговоре выясняется, что у Николая и инструмента своего нет, и жить ему в городе негде. Герой садится на дорогу и рыдает в голос…

На этой «оптимистичной ноте» фильм заканчивается, и под печальную музыку обнинского композитора Владимира Чучелова по прозвищу Карлсон идут титры.

Фильм оставил сложное впечатление даже у явных его болельщиков. Молодая актриса Калужского драмтеатра Лиза Лапина, не занятая в фильме, призналась, что ей очень приятно видеть своих коллег на экране, но были сцены в картине, которым она не поверила.

Не поверил и студент Калужского колледжа культуры Иван Хлебников: «Я сам деревенский. И скажу, что режиссер не ушел от стереотипного восприятия села, где все пьют, ездят на тракторе и носят шапки-ушанки. Это все, конечно, есть в реальной жизни, но деревня, я думаю, преобразовывается, эволюционирует, и молодежь в ней становится более цивилизованной, чем раньше».

Исполнителю главной роли, двухметровому Игорю Корнилову, все равно, хорош фильм или плох, дело в другом: «Начало положено. И не важно, первый блин комом получился или не комом. Очень хотелось бы дальнейшего развития киноиндустрии в нашей области». А обнинский театральный режиссер Олег Демидов, снявшийся в «Дровах» в эпизодической роли, сказал, что «фильм очень русский, по-шукшински душевный. Таких фильмов в России давно не делалось». 

Режиссер Сергей Варицкий на критику не обижается: «Никто лучше меня не знает всех недостатков моей картины. Но если бы я начал вытягивать фильм, до премьеры он не дошел бы, а мне было важно выпустить его даже таким, каким получился».

Варицкий мечтает запустить в производство следующий фильм. Правда, сценария еще нет, зато тема есть — подвиг людиновских подпольщиков. В Людинове, на юге Калужской области, подполье было куда действеннее краснодонской «Молодой гвардии». Но на людиновца Лешу Шумавцова своего Фадеева не нашлось. И обнинский режиссер хочет снять о подпольщиках кино. Опять с местными актерами — профессионалами и любителями. Слух о том, что на эту же тему хочет снять фильм Никита Михалков, Сергея Варицкого слегка напрягает. Но отступаться он не намерен.

http://www.novayagazeta.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить